Пост в жизни сегодня и завтра

26.01.2007 0:31 89

Пост в жизни сегодня и завтра

Пост в жизни сегодня и завтра
Конечно, никто не может привести серьезных аргументов против того факта, что пост занимает значительное место в церковном учении и благочестии. Но вместе с тем нельзя и закрывать глаза на то положение, в котором сейчас находится это установление, на место, которое сегодня пост занимает в жизни верующих, и на возникающие в связи с ним проблемы, как среди пас-тырей и богословов, так и среди многих простых христиан.

Все то, что мы сказали в главе "За и против", позволяет нам заметить, что трудности, на которые ссылаются многие верующие, и богословские дискуссии о посте касаются целесообразности и прежде всего возможности соблюдения поста в наше время - по крайней мере, том виде и в тех временных рамках, которые он принял во многовековом христианском предании. В настоящей главе мы пытаемся описать и разобрать, как можно более просто и понятно, встающие в наши дни перед многими членами Церкви проблемы.

Если сегодня пост является предметом пререканий и многочисленных дискуссий, то это, на наш взгляд, происходит от неведения и от извращенного восприятия сущности поста у многих людей.

Прежде всего, пост как духовное явление и как часть церковной практики не есть нечто самодостаточное. Его можно рассматривать только в контексте всей церковной жизни. И он имеет смысл только тогда, когда он связан со всеми прочими проявлениями христианской жизни, которую старается проводить христианин. Если по какой бы то ни было причине пост теряет свою связь с церковной жизнью и перестает являть тот глубочайший смысл, который придает ему Евангелие и церковное Предание, то он превращается в пустую формальность; формальность, которую сегодня многие христиане не могут понять, ценность которой они не могут уразуметь и потому не пытаются эту формальность исполнить.

Отрыв многих современных христиан от своих церковных корней, обмирщение образа мыслей и жизни и индивидуалистический (а потому эгоистический) подход даже к вопросам веры представляют собой значительные препятствия на пути к правильному пониманию духа Церкви и значения ее различных установлений. Когдато люди жили в Церкви; Церковь вдохновляла и формировала их образ жизни. Сегодня многие живут вне Церкви. Их вдохновляет другой дух, чуждый по отношению к Церкви, и их образ жизни формируется вне какой бы то ни было христианской перспективы. Все это создаст большие трудности для того, чтобы пост занял подобающее место в нашей теперешней христианской жизни.

Что же можно с этим сделать? Само собой разумеется, что вопрос о посте также можно рассматривать в общем контексте современной пастырской проблематики, касающейся оживления жизни во Христе и воцерковления современного человека. Но что касается поста, то здесь требуется особое усилие от пастырей Церкви - в области проповеди и катехизации - чтобы помочь церковному народу понять глубочайший смысл, ценность и правильный образ поста. Такие усилия сегодня невероятно облегчаются подчеркнутым интересом к своему здоровью и к правильному питанию, равно как и выводами, к которым пришла современная диетология.

В этом направлении должны работать и те живые члены Церкви, которые стараются соблюдать правила поста. И они также должны вдохновляться истинным восприятием поста. Неверно лишать пост его глубочайшего духовного содержания. И недостаточно просто соблюдать те или иные уставные предписания, касающиеся воздержания в пище. Если Бог осуждает пост израильтян, ставший формой без содержания (см. Ис. I, 13-20), гораздо более достоин осуждения пост христиан, когда он теряет свой духовный смысл и становится вопросом изменения диеты и кулинарного искусства.Вопрос поста является предметом обсуждений и богословского интереса и для пастырей Церкви. Самым ярким выражением этих обсуждений явилось предложение о "приведении церковных правил о посте в соответствие с требованиями современной эпохи". Первоначально это предложение было высказано на I Всеправославном совещании (о. Родос, 1961 г.) и было включено в каталог для готовившегося тогда Великого Собора Православной Церкви. Вслед за этим данный вопрос обсуждался особой Межправославной комиссией, занимавшейся подготовкой тем для рассмотрения на Великом Соборе.

Предлагавшиеся в ходе обсуждения различные нововведения изначально вдохновлялись снисхождением к современным христианам по причине сегодняшних жизненных условий и трудностей, как объясняли члены комиссии, и состояли в основном в уменьшении продолжительности постов и в смягчении их строгости путем разрешения рыбы и растительного масла в большую часть постных дней.

Никто не станет оспаривать значимость такого установления, как пост. Это древнейшее установление. Оно глубоко укоренено в Писании и в церковном Предании. Пост выражает глубочайший дух Евангелия и является проявлением подвижнического характера христианского образа жизни. Без поста нет подвига. А без подвига не достичь спасения. Следовательно, не может быть веских аргументов против необходимости поста в нашей христианской жизни. Это само собой разумеется.

Вопрос, и раньше заботивший Церковь, и сегодня вызывающий споры, касается продолжительности и образа поста. Время от времени Церковь принимала определенные решения и упорядочивала те или иные стороны вопроса о постах. Тем не менее верно, что в церковной практике восторжествовала свобода, и не единообразие. А в таком вопросе, который непосредственно связан с личными возможностями, ревностью, духовной зрелостью и состоянием здоровья верующих, гораздо лучше подходит свобода, чем непререкаемое единообразие.

Именно это премудро подтверждает Кассиан Римлянин: "Каса-тельно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть поста-новлено одинаковое для всех правило, потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же эта соблюдается не одною силою души, но должна соизмеряться и с силою тела". Итак, пусть нас не страшит наблюдаемое в церковной жизни многообразие. И давайте не будем пытаться подогнать все под непререкаемые правила возможно более полного единообразия.

С этой темой связан вопрос о каноничности и древности некоторых церковных постов. Что мы имеем в виду? Мы имеем в виду, что почти все посты, за исключением поста среды и пятницы и великой Четыредесятницы, были установлены не в апостольскую или послеапостольскую эпоху, но в гораздо более позднее время, и были приняты постепенно и молчаливо. То есть в то время как касательно поста среды и пятницы, равно как и Великой Четыредесятницы, высказывались Вселенские и Поместные церковные Соборы, ни один Собор не упоминает о прочих постах.

Однако также имеющиеся в трудах отцов и учителей Церкви сведения, данные различных монастырских Уставов и церковная практика отличаются большим разнообразием в том, что касается временной продолжительности и образа этих постов. Вот почему и раньше, и сегодня в недрах Церкви возникали дискуссии; дискуссии и споры, которые порой доходят даже до попыток оспорить церковную каноничность этих постов.

Мы полагаем, что правильный подход к данному вопросу находится в ответе, данном Патриаршим Собором, собравшимся в Константинополе в начале 2 половины XII века "пред державным и святым Царем" - императором Мануилом Комниным (1143-1180) - и под председательством Патриарха Луки Хрисоверга (1156-1169). Это единственное "официальное" церковное решение бывшее ответом на вопрос, нужно ли соблюдать Успенский пост ("аще подобает иже в августе пост совершати") и в то время касающееся вопроса каноничности постов, о которых молчит изначально церковное предание.

В этом "ответе" Патриарх и участвовавшие в Соборе архиереи "изрекоша неотъемлему быти посту августа месяца". Однако поскольку некоторые продолжали сомневаться, "за еже не обретатися нигде же определенну количеству дней сего по ста", Патриарх Лука решил, что если письменное предание не определяет продолжительности этого (Успенского) поста "и совершаемаго поста пред праздником Рождества Христова", "понуждаемся последовати неписаному церковному преданию", постясь с 1 августа и с 14 ноября [по старому стилю]. Этот "ответ" Патриарха Луки дает нам основной критерий, с помощью которого мы можем верно разрешать различные вопросы церковной жизни и, конечно же, связанные с постом: там, где письменное предание молчит, мы следуем неписаному церковному преданию, выражающему многовековую церковную практику и богатство жизни во Христе церковного тела, вдохновляемого и руководимого присутствием Святого Духа.

Выражение, которое использует Межправославная комиссия - "соот-ветствие требованиям современной эпохи" - говоря о предлагаемых нововве-дениях, как уже было отмечено, очень двусмысленно. Церковь, упорядочившая ряд, скажем так, "второстепенных" сторон поста, может и изменить их. Но какие бы то ни было изменения, вносимые ею, были направлены к духовной пользе и возрастанию верных. Однако разве обоснованы с церковной точки зрения те аргументы, которые приводятся сегодня пользу переработки постных правил? Не производят ли они впечатления противоречия Преданию и облегчения обмирщения Церкви?

На наш скромный взгляд, здесь надо быть особенно осторожными: допусках какую бы то ни было переработку церковных установлений о постах нельзя просто потому, что в современном обществе большинство верующих не соблюдают всех постных правил, так как этим мы оправдаем и узаконим нарушение церковных правил. И совсем не кажется, что предлагаемые изменения лучше служат духовному возрастанию верных; скорее, они выражают приспособление Церкви к духу мира сего.

Конечно, тот факт, что сами члены Церкви широко попирают то, что она установила в отношении постов, совершенно не радостен. И надо как следует исследовать причины, приведшие к такому положению дел - уже с первого взгляда видно, что они весьма глубоки и существенны. Однако разве можно согласиться с тем, что выйти из этого положения - то есть недооценки поста и попрания связанных с ним правил - можно через пересмотр постных правил в сторону большей снисходительности? Лично мы весьма сомневаемся в этом.

К тому же мы полагаем, что свобода, всегда царствующая в Церкви касательно вопросов поста, позволяет поместным Церквам регулировать решениями иерархий "на человеколюбивейшие" эти вопросы, принимая во внимание новые условия жизни или различные климатические условия тех мест, куда сейчас пришло Православие.
Однако необходимо беречь как зеницу ока и ни при каких обстоятельствах не
изменять дух жизни во Христе и подвижнический характер православного образа жизни, которые выражает постный подвиг, как стремление христианина очиститься от страстей и освободиться во Христе от ига греха. Царство Божие - не пища и питие, учит Апостол, но праведность и мир и радость Святом Духе (Рим. XIV, 17). А Церковь, перелагая эти слова Писания на стихи, воспевает в хвалитном славнике 5-го воскресенья Великого поста, проясняя свой освященный опыт: "Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию..." (Царство Божие - не пища и питие, а праведность воздержание со святостью").

Аналогичную функцию в том, касается применения "икономии" к продолжительности и образу поста для тех христиан, у которых есть к тому особые причины, прежде всего медицинского характера, может исполнить и духовник. Богобоязненный, рассудительный и человеколюбивый духовник, может и должен может и должен быть в курсе всего духовного состояния духовного чада и с человеколюбием определять и срок, и образ пощения для этого христианина. Таким образом, не .ко принимается во внимание человеческая немощь христианина, но, кроме того, мера| поста, который он будет соблюдать, определяется в контексте всей его духовной жизни, которую он ведет под руководством своего духовного отца. И, конечно, это имеет особое значение как для сохранения духовного характера поста, так и иди возрастания верующего во Христе.

Размышляя о месте поста в современную эпоху, мы не можем обойти вниманием еще некоторые реалии современной жизни, которые ставят церковное установление о посте в центр нашего интереса с другой стороны.
Сегодня многие говорят об опасности истощения ресурсов планеты по причине неразумного расходования благ природы и полезных ископаемых. Все мы знаем широком и вызывающем беспокойство загрязнении окружающей среды и явно ной угрозе разрушения экосистемы, в которой мы живем.

Главнейшая причина, создавшая продолжающая создавать эти опасности, - охватившая нас мания потребления, наше увлечение безумным использованием природных ресурсов. Мы можем предотвратить эти опасности, только вспомнив о духе умеренности и простоте в пользовании материальными благами, заповедуемом в Евангелии Иисуса Христа, и положить его в основу нашего образа жизни.

Но также и различные опасности, угрожающие сегодня нашему здо-ровью (сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, инсульты, рак, сахарный диабет, гипертония, атеросклероз и т. д.) по причине ожирения и чрезмерного потребления мяса, яиц, молочных продуктов и сладостей, напоминают нам о забытом многими церковном посте. Они показывают нам, как премудро наши Отцы рассудили о питании в постные и скоромные периоды и дни. Они являют, как полезен благословенный пост - не только для нашей христианской жизни, но и для сохранения здоровья.

Пост в нашей христианской жизни сегодня и завтра
О посте в нашей теперешней жизни

Следующая новость
Предыдущая новость

Как и где можно получить деньги в долг Занимайтесь спортом в кроссовках Аир Форсы Дитячий одяг на всі сезони Изображение природы и городов для вашего дома В Одессе выступит христианская группа "NLM" из Амстердама

Публикации