Пост, за и против

26.01.2007 0:31 42

Пост, за и против

Пост, за и против
Как явствует из некоторых слов наших святых Отцов, в их времена были такие христиане, которые избегали постов и пытались оправдать свой отказ от поста с помощью разных отговорок. То же самое - но с гораздо большим размахом - мы видим и в наше время. И сегодня многие отказываются соблюдать церковные посты, часто приводя те или иные причины и пытаясь с их помощью оправдать свое нарушение постных правил или перед своей собственной совестью, или перед окружающими; однако, по большей части, это всего лишь вины о гресех (извинения дел греховных - Пс. CXI, 4).

Когда речь заходит о посте, мы часто слышим, как многие выдвигают "неоспоримый" аргумент: к чему поститься, если главное - чистое сердце? Они считают, что этот аргумент полностью освобождает их от необходимости поститься. Когда во время поста видишь их приглашенными к столу, то обычно, высказавшись о "чистом сердце" - и они наивно верят, что этот аргумент свидетельствует о совершенной ненужности поста - с жадностью набрасываются на скоромные яства. Ясно, что большинство высказывающих этот "аргумент" против поста - люди малоцерковные или вообще нецерковные, относящееся к святыне без всякого благоговения и даже уважения. Они никогда всерьез не задумывались над тем, что они утверждают. И, конечно, они никогда и не пытались стяжать это "чистое сердце", никогда не постились; так что мы не можем сказать, что они опытным путем убедились в бесполезности и ненужности постного подвига для очищения сердца. Итак, речь идет об обычной отговорке, за которой скрывается нечестие.

Другие выдвигают иной подобный аргумент, который они почерпнули из слов Христа о том, что не входящее в уста, а исходящее из уст оскверняет человека. Здесь мы также имеем дело с поверхностным - по меньшей мере - пониманием слов Христовых, которые вообще не имеют никакого отношения к посту (см. Мф. XV, 1-20; Мк. VII, 1-23; Лк. VI, 39; XI, 37-41).

В точности эти слова звучат так: не то, что входит, в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. XV, 11). Каков смысл этого отрывка? Человек не оскверняется пищей, которую он борет "неумытыми руками", то есть не совершив предварительно ритуальное омовение рук, как считали книжники и фарисеи, следуя преданию старцев (Мф, XV, 2). Напротив: человека оскверняет то, что исходит из его сердца: злые помыслы, нечистые слова, греховные дела (см. Мф. XV, 17-20).

Из вышесказанного ясно видно, что те, кто прикрывается словами Христа для того, чтобы нарушить закон о посте, который Господь совершенно недвусмысленно одобрял и поощрил, полностью извращают их истинный смысл. Когда христиане постятся, они не считают нечистыми продукты, от которых воздерживаются. Единственная причина, по которой мы отказываемся от них - подвиг и воздержание. Ведь когда пост кончается, мы беспрепятственно едим все скоромные яства, А вот вопрос для опирающихся на этот: "аргумент" - не придавая значения "входящему в уста" - и не заботясь о посте - следят ли они за "исходящим"? Или подчинившись общему обжорству и пьянству, они уже не в состоянии контролировать поток слов, слетающих с их языка?

Еще один вопрос повергает в недоумение многих христиан - и это также может быть поводом для небрежения о соблюдении постных правил - по какому принципу те или иные продукты относятся церковным преданием к постным или скоромным. Например, часто спрашивают, почему в те или иные дни запрещается рыба, но разрешается икра, которая, как известно, происходит от той же рыбы? Или: почему в дни строгого поста можно есть маслины и семечки, хотя растительное масло не разрешается?

Хотя на первый взгляд эти недоумения вполне логичны, в действительное они неосновательны. И, разумеется, ни в каком случае они не являются оправданием для тех, кто отказывается от того; образа пощения, который мудро выработан многовековым опытом Церкви.

Прежде всего надо подчеркнуть и определенно заявить, что разделение продуктов на постные и скоромные - как мы уже говорили - ни в самой малейшей мере не означает гнушения какойлибо пищей. Церковь никогда не делила пищу на чистую и нечистую. И даже более того: когда некоторые ее члены пытались провести такое разделение, она принимала к ним самые суровые меры. Единственный критерий, по которому продукты делятся на постные и скоромные их пищевая ценность. Постная должна быть более легкой и менее богатая протеинами и вообще питательными веществами. И, конечно, всем понятно, что мясо и рыба, которая часто разрешается постами, имеют неодинаковую питательность. И одно дело - съесть немного икры, а другое дело - рыбу, которую можно приготовить самыми разнообразными способами со всевозможными гарнирами. Так же очевидна разница между доброй порцией пищи, приготовленной на растительном масле, и горсточкой маслин, съеденных в постный день.

Хотя сегодня многие, постясь, заботятся не о том, чтобы, употребляя простые незатейливые яства, победить плотское мудрование и отогнать волны страстей, а о том, чтобы просто сменить диету, отыскивая редкие, вкусные и дорогие продукты, совершенно ясно, что они полностью извращают дух истинного поста.

Значительным препятствием к соблюдению поста многие считают тяжелую работу или негигиеничные условия труда. Надо сказать, что до некоторой степени это справедливо. Но кто сказал, что пост или христианская жизнь вообще касается только некоторых профессий или зависит от условий труда?

Раньше христиане гораздо больше трудились, не имея тех поразительных технических средств, которыми мы располагаем сегодня, без восьмичасового рабочего дня, а от восхода до заката. И, несмотря на это, христиане с великим благоговением соблюдали все церковные посты. И конечно, и сегодня их про-должает соблюдать немалое количество людей.

Христиане, относящиеся к этой категории, должны посоветоваться со своим духовником. И несомненно, что если обстоятельства того требуют, рассудительный духовник найдет приемлемый образ и устав поста.

В наше время несоблюдение поста часто оправдывают теми или иными причинами, связанными с состоянием здоровья. Итак, надо тщательно осветить и эту сороку вопроса. Здесь могут быть два случая: а) действительная болезнь и б) вображаемая болезнь или временное недомогание, тяжесть которого многие преувеличивают и думают о нем днем и ночью. Действительно, многие из наших братьев-христиан страдают от таких заболеваний, которые не только не позволяют соблюдать пост, но даже требуют принимать пищу в самые значительные и строгие постные дни. А другие больные постоянно нуждаются в тех или иных скоромных продуктах и поэтому не могут полностью исполнять все постные правила.
Для таких больных ответ прост: руководствуясь указаниями своих врачей, они не постятся. Или постятся, но не весь многодневный пост. Или принимают какуюто пищу (например, молоко), которая нарушает постный устав, но явля-ется .для них совершенно необходимой по причине болезни. Но, конечно, это касается только "пищевого" поста. Потому что в том, что касается воздержания от грехов и борьбы со страстями, они тоже должны поститься! И с еще боль-шим усердием они должны стараться соблюдать живоносные заповеди Господни.

А теперь мы переходим ко второму случаю. Люди нашего времени, более чем когда-либо, отличаются эгоизмом и повышенным вниманием к своему здоровью, которое мы осмелимся назвать "болезнебоязнью". Одни страшатся вымышленных недугов, другие хватаются за голову от каждого временного недомогания, и, в большей или меньшей степени, все увлечены своего рода "лекарствопоклонничеством". В их мировоззрении почти не остается места для промысла и попечения Божия. При мысли о малейшей боли и страдании их охватывает ужас! И, конечно, такие христиане не хотят поститься. И это не врач им посоветовал! Они сами ставят себе диагноз и принимают решения!

Что можно прописать таким людям - так это излечиться от их воистину болезненного состояния. Силой веры и с помощью горячей молитвы научиться вверять свою жизнь и здоровье прежде всего промыслу Божию. И, конечно, во-прос о том, нужно или нет, и до какой степени нужно поститься решать должны не сами они.

Кроме того, не следует обходить вниманием - особенно сегодня - и такую сторону поста, как его благотворное влияние на здоровье. Помимо своего духовного значения, пост - замечательный способ освобождения человеческого организма от накапливающихся в нем ядов и профилактики различных заболеваний, вызванных неправильным питанием. Премудрые правила о постах, хранящиеся нашей православной Церковью, по мнению ряда ученых-диетологов, имеют величайшую ценность для борьбы с болезнями, подрывающими сегодня наше здоровье.

Результаты многолетних и многотрудных исследований современных ученых совпадают с уставами, которые вот уже на протяжении веков регулируют поста Православной Церкви. И их соблюдение ведет к понижению содержания холестерина и предупреждает развитие инфаркта, а также некоторых злокаче-ственных опухолей.

Так подтверждается мудрое замечание Василия Великого, называющего пост "подателем здоровья" и "драгоценным для плоти".

За и против
Аргументы за и против поста

 

Следующая новость
Предыдущая новость

Портал для яркого и незабываемого отдыха На Херсонщине духовенство обвинило главу сельсовета в намерении передать фирме с российскими корнями землю, на которой стоит храм УПЦ КП Суши и пивная тарелка в любое время суток «Грецький» храм у Ніжині знову відкрив двері для парафіян Глава УПЦ КП підтримав ініціативу групи депутатів розпочинати робочий день парламенту з молитви

Публикации