Смысл поста
Дата:
Смысл постаОсновная цель поста - очищение души и тела постящегося. Василий Великий называет пост "врачевством, истребляющим грех". Во-первых, пост очищает телесные чувства и умерщвляет сластолюбие. В то время как чревоугодие и рабское отношение к своему желудку питают плотское мудрование и жи-вотные инстинкты, пост, напротив, подавляет плотские желания и успокаивает телесные движения, как учит святой Григорий Палама. У многих Отцов, а так-же в церковных песнопениях мы встречаем ряд характерных сравнений. Пост уподобляют мечу или клинку, отсекающему плотские страсти, или узде, сдер-живающей телесные порывы.

Но пост не только усмиряет движения тела; в то же время он освобождает человека я от душевных страстей. Согласно святому Иоанну Златоусту, пьянство и обжорство порабощают нас страстям, в то время как пост избавляет нас от их оков, освобождает от мучительства и ведет к изначальной свободе. Так что пост весьма справедливо именуется "страстоубийцей" и "лекарством, очи-щающим от страстей".

Так же как и от страстей, пост избавляет нас и от нечистых помы-слов. Как говорят богоносные отцы, одно из самых действенных орудий дли борьбы со скверными помыслами - пост. Святой Иоанн Златоуст отмечает, что пост "многую в помыслах, наших творит тишину…".

Отгоняя страстные мысли, пост очищает человеческий ум и, как некая мысленная лестница, возводит его на Небо. По словам святого Иоанна Лествичника, "ум постника молится трезвенно" и "ум воздержного - храм Святого Духа, а ум чревоугодника - жилище ворон".

Как мы уже упомянули, часто пост уподобляется оружию. Итак, христиа-не с этим оружием в руках сражаются с дьяволом и отражают атаки злых ду-хов. Василий Великий учит, что "пост - оружие для ополчения против демо-нов". А по словам Евфимия Зигавина "пост - великое укрепление для оборо-няющихся от демона". Без молитвы и поста невозможно противостоять раз-личным искушениям "Он" (пост), по словам Василия Великого, "отражает ис-кушения".

С помощью поста мы не только победоносно сражаемся с дьяволом. В то же время он придает нам силы в нашем стремлении стяжать христианские добродетели. Пост - "благих ходатай", как говорят песнопения Постной Триоди, а по словам святого Григория Нисского, "пост - основание добродетели". Святой Иоанн Златоуст называет его "матерью здравомыслия", а святой Исаак Сирии - "защитником всякой добродетели".

Как мы сказали, первое, чего добивается с помощью поста христианин - очищение своей души и тела. Однако это своего рода "программа-минимум"; верующий должен стремиться к более высокой цели - богообщению. Пост и духовная чистота, которую дает нам истинный пост - путь, возводящий человека к Богу. Без этих условий невозможно приблизиться к Богу, стяжать чистую молитву, приобщиться Божией благодати. В этом вопросе наши богоносные Отцы единогласны. И все они в подтверждение своего учения ссылаются на об-разы двух великих пророков: Моисея и Илии. Боговидец Моисей подготовился сорокадневным постом к восхождению на гору Синай, где он видел Бога, говорил с Ним н принял Его Закон. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Проведя сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали Закона". То же самое можно сказать и о пророке Илии. Василий Великий пишет: Пост сделал Илию зрителем великого видения; ибо очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в Хоривской лещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку".

Чего мы добиваемся постом?
Смысл поста

Закладки
проповеди | творения святых отцов | рецепты | посты церкви | православные сайты
© 2007 - 2017 Православный пост