Ветхозаветный пост
Дата:
Пост во времена Ветхого ЗаветаДуховная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения человека к Богу и символизиру-ет раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смирение и сокрушение, проявляемое постным трудом, дает чело-веку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочести-вого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид (Пс. XXXIV, 13; LXVIII, 11; CVIII, 24).

Многие Отцы Церкви - и особенно Василий Великий - утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога за-поведи не есть от дерева познания добра и зла (Быт. II, 17). Василий Великий пишет по этому поводу:
"Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост - не но-вое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью поч-тенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт. II, 17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания".

Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния или Умилостивления (Лев. XVI, 29-30; XXIII, 27-33). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели умилостивить Бога о своих грехах.

После вавилонского плена были установлены и другие посты в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий, как, например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх. XXXII), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. XXIV-XXV; 2 Пар. XXXVI; Иер. LII, 4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар. XXXVI, 19; Зах. VII, 3) и других.

Помимо регулярных постов Ветхий Завет упоминает и об особенных постных днях, объявлявшихся по особым случаям. В эпоху Судей объявляется пост по поводу резни, устроенной сынами Вениамина (Суд. XX, 26). Израиль-тяне постятся после внезапной смерти своего царя Саула (2 Цар. XXXI, 13). Да-вид со своей дружиной также постился, узнав о смерти Саула и его сыновней (2 Цар. I, 11-12).

В Ветхом Завете наряду с особенными постами всего израильского народа или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными, личными постами. Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Исход (XXXIV, 28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива (3 Цар. XIX, 8-12).

Строго постился и пророк Даниил. Он сам так рассказывает о себе: Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. X, 2-3). Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии: И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого (Иона III, 5). Так они избежали грядущей катастрофы. Значение поста подчеркивают и ветхозаветные пророки. С помощью по-ста израильтяне должны были обратиться к живому и истинному Богу.

Обратитесь ко Мне, - заповедует Сам Бог через пророка Иоиля, - всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одеж-ды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему... Вострубите трубою на Сио-не, назначьте пост и объявите торжественное собрание..." (Иоиль II, 12-15).

Пророк Исаия предупреждает об опасности формального поста и перечис-ляет признаки поста истинного, поста, который приятен Богу и может очистить грехи:
Пост и субботу [Так в греческом и церковнославянском тексте (прим. пер.).], и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их... Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; нау-читесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову... (Ис. I, 13-17). И в другом месте:
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы яр-ма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с го-лодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом... Тогда ты воззовешь, и Господь услышит... И будет Господь вождем твоим всегда (Ис. LVIII 6-11).

Пост во времена Ветхого Завета
Ветхозаветный пост
проповеди | творения святых отцов | рецепты | посты церкви | православные сайты
© 2007 - 2017 Православный пост