Иеромонах Сергий Рыбко

14.05.2007 0:32 54

Иеромонах Сергий Рыбко

Иеромонах Сергий Рыбко

Что такое пост для православного христианина? Одновременно — труд и праздник. Не даром с началом поста принято поздравлять, как с каким-то большим торжеством. Для человека верующего пост всегда связан с радостью, то есть, если попостишься, ощутишь радость. Собственно, радость сопутствует любому духовному труду, в чистоте сердца приносимому человеком Богу.

Основные духовные занятия христианина-пост, молитва и милостыня. О каждом из них написаны многие тома. Все остальное так или иначе проистекает или связано с этими тремя вещами. Например, целомудрие находится в тесной взаимосвязи с постом. Милостыня состоит не только в том, чтобы подать нищему немного денег, а понимается очень многообразно-как все виды служения и помощи ближнему: делом, словом, молитвою, трудами своих рук. Молитва-не просто обращение к Богу с какой-то просьбой или благодарением; в более широком понимании молитва-многоразличные виды Богосозерцания, Боговидения, Богознания.

Но сейчас немного поговорим о посте. Пост-не просто воздержание от некоторых видов пищи: мясного, молочного, яиц-пищи животного происхождения. Пост-возможность души хоть в чем-то оторваться от земной зависимости, чтобы она могла посмотреть в небо, увидеть мир иной, духовный. Пост-исповедание того, что человек-не одно из животных, а, прежде всего, существо духовное, и только потом-телесное. Соответственно, жизнь его должна проходить больше в духе, а не только в теле.

Вот как говорит о посте один из самых замечательных духовных писателей XIX века-святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский:

"Глава добродетелей-молитва; их основание-пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он-в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей-пост.
…И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы".

Как все просто! На какое-то небольшое время откажись от пищи, и даже не совсем, а только от некоторых ее видов, и ощутишь себя существом духовным, изначала предназначенным Богом для жизни в ином мире: светлом, чистом, высоком, прекрасном, в общении с Ангелами и святыми людьми. Приложи к посту молитву, и ты тотчас воспаришь в этот мир, ощутишь присутствие, дыхание его в самом себе. Ведь любое ограничение в земном — свобода для духовного. Некоторое утеснение и даже, может быть, скорбь для тела — радость душе. Да и скорбь эта больше от непривычки, от привязанности к земле — сладкой, разнообразной пище, комфорту, удобствам цивилизации.

Не грех пользоваться плодами земли и изобретениями человеческого разума, которые, несомненно, приходят в мир не без Божьего участия и благословения. Грех—зависимость от земного Божьему созданию—душе, которая сотворена для свободы. Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (Первое послание св.ап.Павла к Коринфяном, гл. 6, стих 12).

Кроме поста телесного, существует пост душевный. Он не менее важен, чем пост тела. Заключается душевный пост в удалении от впечатлений, прежде всего, греховных, а по сути дела — всех тех, которые мешают непрестанной таинственной беседе души с Богом. Пост телесный даже монахи обязаны соблюдать не всегда, а лишь в определенные периоды года, установленные Церковью для четырех больших постов (Великого, Петровского, Успенского и Рождественского) и в постные дни — среду и пятницу (монахи постятся еще и в понедельник, и мяса не едят совсем). Пост же душевный соблюдается постоянно монахами, а также теми из мирян, которые хотят проводить более строгую благочестивую жизнь. Собственно, постнический подвиг монаха и заключается не столько в посте телесном, сколько в посте душевном.

Главное занятие монаха, для которого и уходят в монастыри, заключается в молитве. В молитве, прежде всего, о прощении своих грехов, спасении своем, своих близких, также — за весь мир. Один Бог знает, сколько бедствий и катастроф не произошло в этом мире только потому, что какой-то неведомый миру раб Божий в своей иноческой келье умолил Бога помиловать людей, достойных наказания! Настоящая молитва неразрывна с постом, как телесным, так, в еще большей степени — душевном. Для нее необходима, прежде всего, чистота ума; то есть, ум должен быть спокоен, свободен от земных забот и переживаний. В монастыре это достигается удалением от мира; в миру — удалением от соблазнов, развлечений, пустых и бессмысленных занятий, хотя бы на время поста.

Как меру телесного, так и меру душевного поста человек определяет себе сам, по мере своего произволения и учитывая обстоятельства: здоровье, духовную зрелость, профессию или занятие, возраст, образ жизни. Для больного человека правилами Церкви предусмотрено ослабление поста: при некоторых болезнях разрешаются молочные продукты в качестве лекарства, при малокровии — мясо. "Мы не телоубийцы, а страстоубийцы",--сказал преподобный Пимен Великий (страсти — греховные навыки, источники греховных поступков). Также канонами (законами Церкви) предусмотрено ослабление поста для путешествующих. В современной практике ослабляется пост — например, благословляется вкушение рыбы — лицам, занимающимся тяжелым физическим трудом. Полагаю, если студент находится не дома, а на занятиях в институте, он, в общем-то, как бы в пути: соблюдать пост в полной мере ему сложно, можно испортить желудок. В таких случаях я благословляю вкушать рыбу.

Мера душевного поста полностью зависит от самого человека. Что сам человек считает греховными, суетными, мирскими впечатлениями? Каков его опыт молитвенного делания? Каковы обстоятельства его жизни, духовные ценности? То, что не грех одному, грех другому. Например, если монах пойдет в кафе —погрешит, а мирскому человеку Церковь это не запрещает (согласно канонам, монах может покушать в кафе, находясь в дороге).

Душевный пост распространяется и на "зрелища". Как это понимать? Зрелищами называются большие собрания людей с целью увеселения: балы, танцы, дискотеки, театры и т.д. (музеи и выставки сюда не входят, у них больше познавательная цель). Великий пост — время покаяния в грехах предшествовавшего ему года, а, значит, время собранности и сосредоточения. Увеселения никак этому не способствуют, а прямо мешают. Человек, который желает принести покаяние, ощутить свободу души, радость встречи с благодатью, сам добровольно удалится от того, что этому мешает. Поэтому, несмотря на то, что пост доброволен, он соблюдается многими, даже теми, кто посещает храм нечасто. Приготовившие себя постом и воздержанием обычно приступают к Таинству Евхаристии, то есть, причащаются в храме Святых Таин Пречистых Тела и Крови Христовых, но об этом разговор особый.

Можно ли слушать музыку постом? Я слушаю, так как никакого греха в этом не вижу, вреда для души не ощущаю. Музыка для меня не увеселение, а прежде всего—возможность дать отдых нервам. Для кого-то музыка — поиск смысла жизни. Я уважаю таких людей и их искания. Вообще, не грех все то, что не мешает молитве. Музыка не только не мешает, а, порой, способствует ей. Мало того: музыка и молитва в чем-то сродные вещи. Их предмет — созерцание. Молитвой созерцается Бог и Его духовная красота, а в музыке созерцается красота и гармония сотворенного Богом мира.

Грех ли ходить на концерты постом? Думаю, не без греха. Концерт — это не только музыка, а, прежде всего, большое скопление людей. Людей очень разных. Где люди—там и общение, вольное или невольное. А где общение —там много разного, и не всегда хорошего. Поэтому, решайте сами. Ответ на этот вопрос очень индивидуален. После поста — пожалуйста.

Насколько я знаю, Константин постами концерты не устраивает; все-таки, пост — не то время. Один из наших прихожан, музыкант, просил у меня благословения на то, чтобы их группа Великим постом репетировала, кроме первой и Страстной недель, в которые музыканты хотят почаще походить в храм. Репетировать я благословил, ведь это — их работа. После Пасхи, ребята порадуют слушателей новой программой.

"Насущный хлеб христиан — Христос. Ненасытное насыщение этим Хлебом — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане. Ненасытно насыщайся Словом Божиим; ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых; ненасытно насыщайся трапезой, уготованной сопротив стужающих тебе, и упивайся чашею державною (Псалтирь)",--пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Бог да благословит всех тех, кто пожелал поднять на себя благое и легкое иго Великого поста, которое Церковь в своих песнопениях называет "веселым временем". Те, кто постится уже не в первый раз, хорошо знают, о каком духовном веселии идет речь. С теми же, кто в первый раз пожелает ощутить эту духовную радость, не сравнимую ни с какими земными радостями, Бог да пребудет в помощь. Нужно помнить при этом, что благочестие требует постоянства, а сладкие плоды его являются со временем. Не будем уподобляться безумному человеку, который, посадив прекрасный цветок, ходит каждый день и вынимает его из земли, чтобы посмотреть, пустил ли он корни. Если хотим вкусить плодов с райского древа, терпеливо подождем, пока оно вырастет в нашем сердце и начнет плодоносить так, чтоб хватило нам и нашим ближним.

С любовью о Христе, иеромонах Сергий.
Первый день Великого поста 2003 г.

Иеромонах Сергий Рыбко
О Посте

Следующая новость
Предыдущая новость

Католики Чорткова знайшли покровительку Європи на горищі місцевого храму Єпископ УАПЦ взяв участь у церемонії Лицарського ордену в Чехії Необычные люстры с абажуром европейского качества УПЦ КП презентувало відео «90 псалом - молитва воїна та капелана» В Киеве реставрируют церковь Спаса на Берестове

Публикации