"Деловая столица", 7 серпня 2019
В ходе официального визита в Турцию президент Украины Владимир Зеленский собирается встретиться с Вселенскими патриархом Варфоломеем. Эта новость, с одной стороны, довольно обыкновенная - все украинские президенты, за исключением Виктора Януковича, встречались с Вселенским патриархом. С другой стороны, именно в случае с Зеленским эта новость имеет некоторую свежесть, поскольку это первый президент Украины, который всячески подчеркивает дистанцию, отделяющую светскую власть от дел церковных.
Фанар - место притягательное. Можно было бы предположить, что встреча с патриархом Варфоломеем - что-то вроде осмотра достопримечательностей Стамбула или часть "обязательной программы", заданной президентским протоколом. Все президенты так делали. Вернее, один не делал - и сами знаете, чем он кончил.
Вопрос не праздный. Все помнят, чем закончилась "протокольная" встреча на Фанаре у прошлого президента Петра Порошенко чуть больше года назад. Этот заброшенный райончик Стамбула просто битком набит сюрпризами.
Впрочем, не нам говорить о сюрпризах - результаты наших выборов многих озадачили. Не исключено, что в ходе визита в Турцию президент Зеленский как раз будет вынужден давать разъяснения озадаченным партнерам, и светскому - президенту Эрдогану, и церковному - патриарху Варфоломею, - о том, что из подписанного ранее мы будем выполнять, а во что рыбу заворачивать.
Владимир Зеленский и его команда пришли во власть с недвусмысленным лозунгом о том, что "все будет не так". Вся избирательная кампания была построена на антитезе "папередникам", которые слова доброго не стоили - во всяком случае, в риторике победителей. В качестве внутреннего месседжа это, возможно, сыграло на руку "молодой команде". Но "зарубежные партнеры", думаю, пережили - и продолжают переживать - неприятные часы, дни и недели, раздумывая, в какую сторону и насколько круто развернется переменчивый украинский вектор. "Папередники" - это все, что вам (нам, им) следует знать о преемственности украинской политики.
Нет ничего удивительного в том, что стратегические партнеры, имевшие кое-какие дела с "папередником", хотели бы знать, что и насколько изменилось в их прежних договоренностях с приходом к "нового лица".
Патриарх Варфоломей, как известно, имел кое-какие договоренности с украинским президентом. И, думаю, мог рассчитывать на то, что сотрудничество с украинской властью в рамках соглашения, подписанного между ним и президентом Порошенко год назад, будет продолжено и после выборов. Но кое-что могло его насторожить - тотальная критика прежней власти со стороны нового президента и подчеркнутая отстраненность от церковных дел. Патриарха могут интересовать две ключевые вещи: судьба Православной церкви Украины и судьба Соглашений о сотрудничестве.
Президент Порошенко приложил немало сил к тому, чтобы Томос состоялся - не скупился на обещания, привлекал к этому все государственные мощности. Предполагалось, что в период становления молодой церковной структуры она также будет пользоваться расположением и поддержкой со стороны государственной власти. Во всяком случае, в соглашении этот момент - поддержка украинской автокефальной церкви - оговаривается.
Еще один момент, который не может не интересовать патриарха, - вопрос о ставропигиях. Процесс их создания находится в зачаточном состоянии. В данный момент работает только один ставропигиальный приход в Киеве. Его настоятель получил статус экзарха Вселенского патриарха. Но в соглашении говорится не об одной "ставропигии", а о "Миссии Ставропигия Вселенского патриарха в Украине" и слово "ставропигии" упоминается в документе во множественном числе. То есть предполагается, что будет открыта еще как минимум одна.
У нас и своих больше, чем нужно, - Киевский патриархат, Московский патриархат, ПЦУ, и все они в постоянном конфликте между собой. Зарубежные приходы украинской церкви перешли под руководство Вселенской церкви. Но всего этого мало - Украина должна обеспечить еще и Миссию Вселенского патриарха в Украине.
В этом, при желании, можно усмотреть "зраду" - кое-кто так и делает. Можно найти и преимущества - конкуренция всегда лучше, чем монополия. Даже когда речь идет о церкви. Да и это лучше для самой церкви. Но у нас традиционно низко оценивается разнообразие. В ситуации нагнетания "греческой угрозы" со стороны как патриарха Филарета, так и Московского патриархата у многих граждан - особенно далеких от церкви - может возникнуть вопрос "не слишком ли много греков" и не слишком ли они "вмешиваются"?
Выполнять свою часть обязательств по соглашениям, подписанным Петром Порошенко, Владимиру Зеленскому, может, и не хочется. Вообще, равнодушие, которое до сих пор новый президент демонстрировал к церковному вопросу, многих заставило воспрянуть духом и даже заявить, что "тяжелые времена" для "канонической церкви" уже прошли. Почему бы не помечтать? Вот, приедет Зеленский на Фанар и скажет Вселенскому: ничего не знаю, никаких соглашений не подписывал, гарантий не давал, у нас церковь от государства отделена, и я как президент во всем этом поповстве и средневековье принимать участия не намерен.
Это, конечно, было бы большим подарком для тех, кто знает истинную силу и цену "поповства" в политике. Но радоваться и даже просто мечтать на эту тему им пока рано. Что именно будет и чего не будет делать президент Зеленский, мы пока не знаем. Он и сам знает пока не все. Он в политике человек новый (чтобы не сказать - случайный). И сейчас только начинает вникать в дела. Его встречу со Вселенским патриархом можно толковать именно так: он принимает дела. И уже то, что он эти - церковные - дела принимает, может служить сигналом, что они вряд ли будут пущены на самотек.
Что бы кто ни говорил, но президент Зеленский - не первый атеист на этой высокой должности. Своего равнодушия к вере почти не скрывал Леонид Кучма, при котором были заложены крепкие основания государственной церковной политики в Украине. Можно спорить о качестве этой конструкции, о ее содержании, но нет сомнений в том, что строилась она со всей серьезностью и немалым бюрократическим мастерством. Атеизм президента не мешает - а может, даже помогает - его администрации выстроить эффективную церковную политику, балансировать систему сдерживаний и противовесов. Леонид Кучма в самом дебюте своего президентства больно ударился об церковную политику, когда похороны патриарха Владимира Романюка превратились в демонстрацию и увенчались уличным побоищем. После этого он не был склонен недооценивать этот аспект государственной жизни. У Владимира Зеленского, конечно, нет такого травматического опыта. Но история с Томосом, надо думать, и его чему-то научила.
Даже если президент хотел бы дистанцироваться от всего, связанного с религией и церковью, отгородиться от всей этой конфликтной непонятки мантрой о том, что "церковь отделена от государства", ему это не удастся. Да, церковь отделена от государства. Но не от общества, не от политики, не от СМИ, не от культуры, не от улиц - не от жизни. Наша церковная политика - это оружие, которое невозможно просто отбросить, как устаревшее или неудобно. Потому что обязательно найдется тот, кто умеет им пользоваться и направит его против тебя. Визит на Фанар для президента Зеленского - хороший повод ознакомиться с тем, как это делается и, возможно, получить пару дельных советов от мастера игры.
А может, и заручиться его поддержкой - хотя бы ситуативной. В конце концов, Соглашения с Вселенским патриархом - далеко не самая тяжелая ноша, какую взвалил "папередник" на плечи "нового лица".
Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/76813/