Православная страна. Как украинцев лишили шанса стать кальвинистами (рос.)

06.11.2019 20:13 0

Православная страна. Как украинцев лишили шанса стать кальвинистами (рос.)

Дмитро Полюхович

"Деловая столица", 03 листопада 2019

Украинский кальвинизм от традиционного западноевропейского отличался прежде всего тем, что его основными носителями были не мещане-буржуа, а шляхта

Украинский кальвинизм от традиционного западноевропейского отличался прежде всего тем, что его основными носителями были не мещане-буржуа, а шляхта

Период Реформации (XVI - начало XVII вв.) в общественном сознании украинцев относится к чему-то далекому и "не нашему". Лютеране - это немцы, кальвинисты - жители Голландии, Швейцарии и французы-гугеноты, с которыми воевали кардинал Ришелье и Михаил Боярский. В Украине же того времени богословское противостояние происходило исключительно в рамках треугольника "православные-униаты-католики". На самом деле это не так. В нашей истории был период, когда кальвинизм едва не стал одним из ведущих религиозных течений. Более того, "украинская" версия учения Кальвина в некоторых случаях радикально отличалась от канонической.

От Римской империи до Реформации

Становление христианства как доминирующей религии сопровождалось бурными богословскими дискуссиями. В итоге победившее течение признали единственно верным, а все остальные - ересями. На столетия наступили мир и благодать. Естественно, что ереси и далее регулярно плодились (одно иконоборчество чего стоило), но особого влияния на общецерковную жизнь не имели. Причина в том, что любая новая доктрина должна опираться на священные тексты и цитаты высших авторитетов. Это, кстати, помнят все, кто в советские времена писал хотя бы курсовую - о чем бы ни шла речь, а цитату Ленина по этому поводу найди и выложи.

После падения Римской империи с цитированием возникли проблемы. Времена почти поголовной грамотности канули в Лету, да и с первоисточниками возникли проблемы: полный комплект священных текстов могли себе позволить разве что крупные монастыри и короли.

По этой причине долгое время все церковные потрясения инициировались исключительно верхушкой. Та же Великая схизма, разделившая некогда единую церковь на католиков и православных, случилась после того, как константинопольский патриарх и римский папа не поделили спорные территории. Позже банальная борьба за власть привела к Великому расколу Римской церкви (1378-1417), когда католиками правили сразу несколько враждующих между собой пап.

Все изменилось в середине XV в., когда Иоганн Гуттенберг запустил свою печатную машину и книги перестали быть предметом запредельной роскоши. Вскоре к божественному слову смогли прикоснуться почти все умеющие читать. В итоге XVI-XVII вв. ознаменовались бурными богословскими дискуссиями. Начало положил Мартин Лютер, 31 октября 1517 г. приколотивший на дверь Замковой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов - так началась Реформация.

Если идеи Мартина Лютера можно свести к фразе "убрать из церкви все, явно противоречащее Библии", то позиция Жана Кальвина была еще радикальнее. Он предложил убрать из жизни церкви и то, что в Библии не требуется.

Большинство наших сограждан суть Реформации представляют довольно смутно. Вспомнят разве что Варфоломеевскую ночь, пикник д'Артаньяна и его друзей под стенами набитой гугенотами Ля Рошели, да Тридцатилетнюю войну (1618-1648). Во время последней теологические споры между немецкими католиками и лютеранами достигли такого накала, что в южной Германии выжило менее трети населения.

Шляхта вместо буржуа

В эпоху Позднего Ренессанса на западе Европы учение Жана Кальвина получило широкое распространение прежде всего в среде городской буржуазии - ремесленников, лавочников, купцов. Кальвинизм здесь играл роль не только духовного учения, но и социально-политической идеологии. Собственно, учение Кальвина и вобрало в себя все политические настроения и чаяния среднестатистического западноевропейского буржуа.

Последние хотели одного: честно работать, получать за труд справедливое вознаграждение и чтобы никто этому не мешал и не сидел на шее. Кальвинизм эти желания сакрализовал и провозгласил, что труд - богоугодное дело, успех в деле - Божий дар, а нищета - не праведный аскетизм и святость, а признак лености и бездарности. Расточительство богачей-феодалов, получивших богатство без труда и особых усилий, а также примкнувших к ним церковников - такой же грех, как и бедность из-за лени.

Соответственно, среди кальвинистов царили республиканские настроения. В отличие, скажем, от лютеран, которые являлись сторонниками максимально сильной монархии, что в условиях раздробленной на то время Германии было неудивительно.

Кальвинисты также выступали за максимальное ограничение вмешательства церкви в жизнь людей и за упрощение обрядности и сакральной атрибутики. Ведь огромные храмы, роскошные интерьеры, дорогие наряды священников, драгоценные чаши и дароносицы оплачивались из карманов верующих, а все это подпадало под грех расточительства.
Украинский кальвинизм от традиционного западноевропейского отличался прежде всего тем, что его основными носителями были не мещане-буржуа, а шляхта. К тому же не простая, у которой, кроме дедовской сабли, герба и гонора, за душой ничего не было, а крупнейшие магнаты.

Мещане восточной части Речи Посполитой, в отличие от западноевропейских коллег, к процессам Реформации оказались в своей массе абсолютно равнодушными. Горожанам-"восточнообрядцам" с головой хватало внутренней дискуссии между ориентированными на Константинополь традиционалистами и сторонниками унии. Католикам менять веру вообще было не с руки - покидать ряды конфессии, дающей все выгоды, та еще глупость.

По этой причине все попытки лютеранских проповедников распространить среди "украинских немцев" новое учение тоже закончились провалом: соплеменники Лютера держались привилегированного в этих краях католицизма, как вошь кожуха.

Королевская власть в Речи Посполитой хотя не была такой абсолютной, как во Франции или Испании, но тоже доставляла шляхте неудобства. Впрочем, это была мелочь по сравнению с ролью церкви. Если на Западе светские владыки уже начали ставить на место зарвавшихся "князей церкви" - вспомним противостояние короля и кардинала в тех же "Трех мушкетерах", - то на восточной окраине Европы власть костела оставалась безоговорочной и ничем не ограниченной. Кроме того, шляхту соблазняла идея секуляризации церковной собственности, прежде всего немалых земельных маетностей.
Напомним, что Речь Посполитая являлась союзным государством Польши и Великого княжества Литовского (ВКЛ). В состав последнего входило три украинских воеводства - Киевское, Волынское и Брацлавское. Впрочем, ныне входящая в состав Беларуси Берестейщина тоже относилась к этническим украинским землям.

Во второй половине XVI в. кальвинизм стал доминирующей конфессией среди аристократов ВКЛ, в том числе и на "украинской" его части. Главным проводником идей Кальвина был Великий канцлер литовский, князь Николай Христофор Радзивилл Черный (1515-1565). Прозвище он получил по цвету бороды - у его двоюродного брата и полного тезки были рыжая борода и прозвище Рыжий.

Как и все сторонники Кальвина, с которым Радзивилл Черный вел активную переписку, князь с пиететом относился к книгопечатанью. На своих землях в Бресте и в Несвиже он основал типографии, где печаталась не только духовная, но и светская литература. На его средства в 1563 г. была издана "Брестская Библия" - второй после католической "Библии Леополиты" полный перевод священного писания на польский язык.

Издание "кальвинистской" Библии стало толчком к появлению на свет знаменитой "Острожской Библии" (1581) - первого полного перевода книги на церковно-славянский. Работы над этим масштабным проектом (сбор текстов, сверка разных источников, перевод и пр.) велись около 10 лет.

Многие историки склоняются к версии, что и Острожская школа (академия) тоже появилась под влиянием и по примеру высшего учебного заведения, открытого для кальвинистской молодежи Николаем Радзивиллом Рыжим - сватом князя Константина Острожского.

Упомянутый князь поддерживал тесные отношения с литовскими кальвинистами, в которых он видел естественных союзников для сдерживания наступления католицизма. В 1599-м в Вильно (Вильнюсе) едва не заключили соглашение о союзе православных и кальвинистов в противостоянии с "папистами", однако ортодоксально настроенная часть православного духовенства подписание этого документа сорвала.

Кальвинизм на землях Подолья

Если на украинских землях, входящих в ВКЛ, правили кальвинистский бал Радзивиллы, то на "подпольских" - вездесущие Потоцкие. Здесь неформальной столицей кальвинизма стало местечко Пановицы (ныне село Пановцы), что в нескольких километрах от Каменца-Подольского. Многочисленные Потоцкие были "правильными" польскими шляхтичами - ревностными католиками, а вот владелец Пановиц, каменецкий староста Николай Потоцкий (1520-1572) увлекся кальвинизмом.

После смерти Николая Потоцкого местечко унаследовали его сыновья - Ян и Анджей. Ян, как и отец, был горячим сторонником учения Кальвина, а Анджей остался ревностным католиком, как его мать. Номинально Пановицами владели оба брата, но всеми делами заправлял Староста генеральный Подольский, Воевода Брацлавский и Писарь польный коронный Ян Потоцкий. Он и построил на высоком скалистом мысе замок - на пограничном Подолье, страдающем от постоянных татарских набегов, это было жизненной необходимостью.

Уже в 1590-м в пановицком замке открылся кальвинистский коллегиум (высшая школа) с тремя факультетами - философским, теософским и гуманистическим. Для коллегиума, а также начальной школы в замке было построено двухэтажное здание, сохранившееся до сих пор. Для сравнения: в России до своего первого вуза доросли только спустя полтора века.

Одновременно в здании коллегиума открылась первая на Подолье типография. Печатником в Пановицах стал известный мастер Лаврентий Малахович. Ранее он успел поработать в Вильно в кальвинистской типографии Радзивиллов. Малахович успел выпустить восемь наименований книг - по тем временам очень много. Среди них - панегирик учению Кальвина и семь антипапских памфлетов, преимущественно авторства "министра кальвинизма", магистра философии и преподавателя коллегиума Яна Зигровиуса.

Более двух десятилетий под крылышком могущественного покровителя кальвинисты не знали горя. Но в 1609-м король Сигизмуд III решил вмешаться в знаменитую московитскую заварушку, позже названную Великой смутой. Ян Потоцкий, знаменитый еще и как славный воин, ушел на войну и погиб под стенами Смоленска 22 апреля 1611 г.
Вдова и братья покойного идей Кальвина не разделяли. Вскоре из соседнего Каменца в Пановицы заявились иезуиты, получившие, наконец, возможность уничтожить ненавистное гнездо "ереси и скверны". Их сопровождал приличный отряд солдат. Погромного энтузиазма иезуитам придало то обстоятельство, что именно тогда в Пановицах печатали антипапское произведение Яна Зигровиуса Papopompe ("Папская помпезность"), в которой автор обвинял пап-современников не только в служении мамоне, но и в разврате, кровосмешении и содомии.

Содержание Papopompe так досадило церковникам, что в том же 1611-м в Кракове вышла книга-ответ, опровергающая все обвинения Зигровиуса: "Министр предупрежден, а Папа защищен. Ответ на памфлет министра Зигровиуса, названный Papopompe".
Огромную библиотеку коллегиума вместе со свежеотпечатанными экземплярами Papopompe вывезли в Каменец-Подольский, где торжественно сожгли перед ратушей.

Памфлет Papopompe стал не только последней книгой Пановицкой типографии, но и последним протестантским изданием, увидевшим свет на территории "старой" Украины.
После изгнания кальвинистов в здании коллегиума и типографии специально, чтобы унизить предшественников, обустроили конюшни, а местную кирху превратили в часовню.

Так что история Реформации на территории ренессансной Украины была не менее захватывающей, чем в Западной Европе.

Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/religious_digest/77711/

Следующая новость
Предыдущая новость

Сыграйте на онлайн игральных автоматах на сайте онлайн казино Slots-Doc-com Глава УПЦ КП підтримав ініціативу групи депутатів розпочинати робочий день парламенту з молитви Прекрасный женский пол и онлайн казино Вулкан Поиск разных вакансий в Одессе Благотворительный фонд Андрея Доценко

Публикации