«Спрашивают, нужно ли ходить в храм, зачем ходить в храм. Тогда я говорю: вот у вас есть мобильный телефон - что будет, если вы используете его, но не подзаряжаете? Он умрет, если его не подзаряжать. Мы созданы такими, какие мы есть, а человек создал телефон по своему образу - душу надо подзаряжать", - сказал митрополит Павел в пятницу 15 декабря на пресс-конференции в Минске.
«А подзаряжать ее (душу) надо божественной энергией, которая очень активно действует и работает в храме», - продолжил он.
По словам митрополита, когда Господь заповедовал людям шесть дней трудиться, а седьмой посвящать Богу, то это не значит, что Бог нуждается в жертвах и молитвах. “Совсем нет. Человек, приходя в седьмой день в храм, подзаряжается божественной энергией, потому что она животворит. Иначе душа может, образно говоря, умереть, затихнет и не будет так активно действовать”, - пояснил митрополит.
Столь материалистическое представление о божественных энергиях характерно, скорее, для приверженцев различных оккультных и экстрасенсорных практик, нежели для традиционного христианского богословия. Известно, что экстрасенсы нередко направляют своих посетителей в храмы именно для «подзарядки» энергией. Тем не менее, подобное материалистическое понимание учения о божественных энергиях имеет распространение среди духовенства Русской Православной Церкви.
Например, пресс-секретарь Синодального отдела Московского Патриархата по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин) в 2016 г. в интервью агентству РИА "Новости" сравнивал чудотворные иконы и мощи святых с аккумуляторами мобильных телефонов: «Мощи как аккумулятор божественной благодати, божественной силы, энергии, и мы к этому аккумулятору "подключаемся". Если мобильный телефон наш разряжается, что необходимо? Необходимо подключение к электричеству. Наша духовная составляющая тоже разряжается, и нам необходим источник, необходима божественная энергия. Так вот: поклонение чудотворным иконам или мощам как раз и является моментом нашего "подключения", нашего духовного оздоровления».
Подобные сравнения можно встретить и в проповедях патриарха Кирилла. Например, в 2017 году в проповеди в день Святой Троице в Троице-Сергиевой Лавре он сказал: «Мы все пользуемся мобильными телефонами, но ведь не сама эта коробочка передает информацию от нас тому, кому мы звоним. Нас окружает невидимое энергетическое поле, и через телефончик мы с этим полем соединяемся. Точно так же Святой дух - это духовная энергетическая сила, которая объемлет всю вселенную… К этой божественной силе мы подключаемся через нашу веру, через крещение и миропомазание, через молитву».
Особый резонанс имела проповедь патриарха Кирилла, произнесенная в сентябре 2015 г. в Барнауле. Стремясь пояснить, почему необходимо посещать храмы, он тогда заявил: «Храм — это особое место, где люди в большом числе возносят к Богу молитву. Сама по себе молитва — это результат огромной внутренней энергии человека. … Когда мы приходим в храм Божий, происходит нечто очень важное, хоть и невидимое. Кто-то из нас молится, а кто-то в этот момент ослабел или рассредоточился, в мыслях ушел от молитвы. Но чем больше людей, тем больше вероятность того, что в каждое мгновение времени из храма восходит к Богу этот духовный поток. А разве место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию? Почему мы говорим «чудотворная икона»? Да потому что перед ней возносились молитвы особой силы, и обычное физическое вещество, дерево, покрытое красками, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям. То же самое происходит в наших храмах. Храмы впитывают Божественную энергию, которая в ответ на нашу молитву, особенно во время совершения Таинства Евхаристии, входит в это пространство и освящает всех нас. В момент Святой Евхаристии прощаются наши грехи, если мы причащаемся не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и жизнь вечную, и в храме происходит таинственное преображение каждого из нас, очищение нас от грехов силой Божественной благодати. Вот почему нужно ходить в храм».
В этих словах необходимость посещения храма обосновывается не только тем, что в нем можно «подзарядиться» божественной благодатью, но и тем, что храм является местом скопления особой «духовной энергии», которая имеет человеческое происхождение.
Протодиакон Андрей Кураев, анализируя подобные «энергетические» высказывания патриарха Кирилла, квалифицировал их как оккультизм и предположил, что они являются отголоском общения патриарха Кирилла (тогда еще Смоленского митрополита) с известным советским экстрасенсом Джуной Давиташвили.
Фото: владыка Кирилл (Гундяев) дома у Джуны, в частности, во время наблюдения за сеансом телекинеза, Diak-kuraev.livejournal.com, Рortal-credo.ru