Демонтаж. Будущее РПЦ МП в свете последних украинских церковных событий

01.05.2018 16:16 24

Єпископ Григорій (Лурьє)

«Портал-Credo.Ru», 24 квітня 2018

Можно ли, допустим, некрупному или пусть даже крупному чиновнику пролететь мимо планеты Юпитер и не изменить свою траекторию? В это трудно поверить всякому, кто хоть немного знаком с физикой. Чиновники и политики могут говорить все что угодно о принципах светскости государства, но спокойно пролететь мимо большого коррупционного ресурса они неспособны. Слишком велик соблазн подсобрать политические дивиденды и попилить бюджет. Поэтому можно не любить Московскую патриархию, можно ругать руководителя этой организации, но глупо обижаться на природные явления. Законы гравитации специально для чиновников никто не отменял.

С природой можно только бережно работать, зная ее законы. Если мы не хотим так много гравитации, то нужно уменьшать массу. Поэтому для РПЦ МП в по-настоящему светском государстве может быть только одна перспектива – демонтаж естественными средствами, то есть до достижения естественного уровня дисперсности. А этот уровень довольно велик, так как внутри РПЦ МП едва ли не каждый хозяйствующий субъект хотел бы оптимизировать отчисления «наверх». Нынешний административный монстр противоречит всем экономическим законам марксизма; низы не могут терпеть, но верхи не хотят делать уступок. Между прочим, пренебрежительное отношение к марксизму очень мешает нашей интеллигенции понять, что делать с последним из сталинских государственных институтов – РПЦ МП. А она в своей внутренней жизни, в той мере, в какой свободна от политики, живет строго по Марксу — по законам капитализма периода первоначального накопления. И вот сейчас вышедший из провинциальных епархиальных управлений призрак коммунизма ходит с топором кругами вокруг Чистого переулка… Но пока что внутрь ему не войти. Чистый переулок с живущим в нем духом Гундяева заколдован чиновниками.

Сейчас скажу нечто плохое: если бы президентом России вдруг оказался Немцов или Навальный, то и тогда бы ничего существенно не изменилось. Это уже было проверено в девяностых. Кто не хочет пилить бюджет, тот хочет политических дивидендов. А там уж всегда подтянутся и те, кто просто хочет пилить, что пилится. Антимонопольное законодательство в церковном бизнесе никогда работать не будет. И не потому, что сами церковные бизнесмены такие лоббисты. А просто потому, что у них всегда много друзей. Небескорыстных, зато искренних.

Поэтому все ставки надо делать на искренность. Чтобы РПЦ МП никому не мешала, ее вовсе не нужно уничтожать, но нужно немного отформатировать – до такого состояния, чтобы она стала искренне безразлична чиновникам.

Так что речь идет о разукрупнении и демонополизации. Которую без добровольного содействия светских чиновников невозможно провести вдруг. Но возможно провести поэтапно с недобровольным содействием светских чиновников.

И вот сейчас процесс, наконец-то, пошел. События, которые чуть было не произошли ровно десять лет назад, в 2008 году, теперь развернулись – к полной неожиданности чиновников в рясах из РПЦ МП, чиновников без ряс из Кремля и даже чиновников в сутанах из Ватикана. Все эти милые люди за последние десять лет привыкли, что тема отделения Киевской митрополии от Московского патриархата существует только для риторики. Правда, их в этом никто специально не разубеждал. Лично я уверен, что их даже специально в этом убеждали, и в этом состояла одна из тактических задач константинопольской дипломатии.

Церковная дипломатия в исполнении что Константинополя, что Москвы воспринимается случайно познакомившимся с ней обывателем как поток вранья, но такое восприятие глубоко неверно. Вранье существует там, где хотя бы теоретически возможна какая-нибудь правда. А в той дипломатии есть просто тактически выгодные высказывания. Но тактически выгодно высказываться – это тоже искусство, и Константинополь им владеет профессионально, а любители из Москвы умеют только давать деньги и просить помощи от МИДа РФ. И, самое плохое для московских церковных дипломатов, что они искренне полагают, будто хотя бы отдельные греки могут их искренне полюбить, вплоть до откровенного личного общения. Это похоже на иллюзии дойной коровы или агрессивного быка-производителя, будто хозяева их так полюбили, что готовят им достойную старость и почетное погребение.

Если немного подумать, то становится очевидно, что разукрупнение РПЦ возможно только по трехэтапной схеме:

1. Потеря епархий за пределами РФ с автоматической потерей международного влияния,
2. Автоматически следующее за этим разочарование Кремля в РПЦ как международном политическом ресурсе, и
3. Автоматически следующая за этим потеря внутриполитического влияния, то есть, в первую очередь, возможности функционирования в качестве внутреннего офшора, коррупционно привлекательного для региональных чиновников, а это и есть создание условий для автономизации епархий и приходов.

О пункте 3 пока разговаривать преждевременно, а о пункте 2 можно сразу сказать главное: сейчас Кремль готов на какие-то вялые жесты в поддержку РПЦ МП, хотя и не имеет ни ресурсов для действенной помощи, ни даже достаточно четких представлений о проблеме. Там настолько привыкли иметь дело с начальством, а не с людьми, что узнать о реальном положении дел даже в самой РФ, а не то что за ее пределами, там не могут. У Кремля не было, нет и не будет такой церковной политики, которая бы формировалась им самим на основе собственных интересов и репрезентативных разведданных. Даже если чиновник РПЦ МП носит под рясой погоны, то это еще не делает его свободным от корпоративных интересов РПЦ МП.

Поэтому можно спрогнозировать сразу две вещи: что Кремль не выручит РПЦ МП в нынешнем кризисе ее международного влияния, и что Кремль не пожалеет РПЦ МП в ее общипанном виде. Неудачников там не уважают.

О пункте 1 как раз и надо сказать подробно. Тут речь не только об Украине, которая является лишь главным, а не единственным узлом в этой сети проблем.

Но начнем все же с Украины. Непосредственной прелюдией к нынешней ситуации стал Критский собор 2016 года, но вовсе не в том смысле, что Константинопольский патриарх тогда сильно обиделся на Московского. Как мне довелось писать по горячим следам, важнейшее значение Критского собора заключалось не в том, что тогда было постановлено, а в том, что было сделано имплицитно и неформально. Тогда Константинополю удалось выстроить среди 14 церквей «мирового православия» выгодную линию фронта для будущей битвы с Москвой за Украину. На стороне Москвы тогда остались только ситуативные союзники – патриархаты Антиохии и Грузии. Даже Сербский патриархат после колебаний пошел за Константинополем.

Сама необходимость выстраивания эшелонированной обороны следовала из неудачи блицкрига 2008 года. Тогда Константинопольский Патриарх запланировал визит в Киев с целью провозглашения Киевской автокефалии, но в последний момент (из-за вмешательства МИДа РФ через светские власти Турции) горе пришлось рожать мышь – визит состоялся, но совершенно зря. Или не зря, если смотреть с точки зрения личной психологии Патриарха Варфоломея и престижа Вселенского патриархата: для него Киевская автокефалия превратилась в дело чести, и он, надо думать, стал с тех пор гораздо более гибок в своих требованиях к тем, кто эту автокефалию примет. Сегодня у МИДа РФ такого влияния на турецкие власти не будет. Но все равно вторую попытку нужно было готовить тщательнее, в условиях позиционной и «гибридной» церковной войны. Главная задача такой подготовки – обеспечить пусть и не полную, но практически достаточную изоляцию РПЦ МП, когда она начнет протестовать против Киевской автокефалии.

Критский собор с его занявшей почти все эти годы, начиная с 2008-го, подготовкой как раз и был для Константинополя временем перегруппировки сил. В эти годы удавались и отдельные более мелкие операции по вытеснению РПЦ МП. Пожалуй, самая удачная имела место в Чехии и Словакии, автокефальная Церковь которой, вернувшись было в орбиту Москвы после немалых финансовых вливаний, в последний момент «соскочила» и принесла покаяние Константинополю.

После Критского собора параллельно с Украиной стала развиваться ситуация на Балканах. В 2017 году непризнанная «мировым православием» Македонская Церковь договорилась о будущем признании от признанной Церкви Болгарии. Это было бы афронтом Константинополю и, разумеется, на руку РПЦ МП, так как внесло бы разлад в ряды константинопольских союзников. Опять же, этому решению предшествовали финансовые вливания под предлогом канонизации русского митрополита в Болгарии Серафима (Соболева). Но весной 2018 года Константинополю удалось перехватить инициативу и уговорить светские (а, значит, также и церковные) власти Македонии ориентироваться на него. Македонская автокефалия, полученная от Константинополя, – это тоже дело ближайшего будущего. Она сильно поддержит автокефалию украинскую. Македонская Церковь и УПЦ КП (Киевский патриархат, который РПЦ МП считает своим главным врагом) уже давно поддерживают контакты.

Болгарии (члену ЕС и НАТО) некуда деться, и серьезных протестов против македонской автокефалии от нее ждать не придется — тем паче на фоне недавнего скандала Кирилла (Гундяева) на торжествах по поводу юбилея освобождения Болгарии. Тут нового союзника РПЦ МП не приобретет. Более серьезным может оказаться протест Сербии (вплоть до перехода Сербского патриархата в союзники Москвы), но и это для Константинополя не критично.

Не менее важный, чем Македония, сюжет — Молдова. Там РПЦ МП вытесняет Румынский патриархат, за которым также стоит Константинополь. Тут нетрудно спрогнозировать активизацию и без того активной румынской политики.

Таким образом, затянувшаяся беременность Украины автокефалией подошла к родам. Как бы ни развивались дальнейшие события, для сдерживания РПЦ МП это абсолютно необходимый и решающий шаг. При этом даже неважно, сколько епископов из УПЦ МП в Украине перейдут из Московского патриархата в новосозданную автокефалию. Это не столько повлияет на скорость демонтажа в Украине структуры РПЦ, сколько на их собственную судьбу в качестве епископов.

Остается добавить несколько слов по поводу церковного будущего самой Украины.

Тут приходится повторить: законы гравитации для чиновников никто не отменял. Заверения украинских чиновников и президента о негосударственном характере будущей церковной структуры нужно встречать с пониманием, то есть не принимать слишком близко к сердцу. Законы физики не подчиняются законодателям из Верховной Рады точно так же, как и их коллегам из Государственной Думы. Но бояться тоже не надо. Как говорится в украинском анекдоте, «з’їсти-то він з’їсть, та хто ж йому дасть?» Есть все основания полагать, что в будущей украинской автокефалии на генетическом уровне заложена антимонопольная программа. Sapienti sat.

Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/70996/

Следующая новость
Предыдущая новость

Неповторимые и оригинальные свадебные торты На Прикарпатті селяни звинувачують священика УПЦ КП у крадіжці 700 тис. грн Гранитные украшения – всегда стильно и современно На Чернігівщині село проголосило перехід з Московського Патріархату в Київський Как организовать детский праздник – руководство к действию

Публикации